Выжигание по дереву возникло в древности как способ украшательства предметов быта. Позже на основе ремесла возникло искусство пирографии (рисование огнем). Сегодня во многих странах мира популярно как народный промысел и детское творчество. Выжженными композициями украшают мебель, шкатулки, панно, кухонную утварь, элементы интерьера (багеты, арки, ставни, карнизы).
Подборку лучших пошаговых видео уроков выжигания по дереву (пирографии) для новичков смотрите на MyPatterns.ru.
Содержание
Виды приборов для выжигания
Изначально для «огненных» рисунков использовали раскаленную кочергу или шпагу, затем специальные фигурные клейма или стержни из металла. Сейчас для более тонких работ существует инструмент «выжигатель». Мастера используют приборы двух видов:
- Трансформаторные с насадками из нихромовой проволоки (с температурной регуляцией);
- Паяльниковые с насадками из латуни (без регулятора температуры).
Профессиональные пирографисты часто дорабатывают инструмент под индивидуальные потребности или изготавливают выжигатель с нуля самостоятельно.
Перевод рисунка
Перед началом работы с пирографом требуется сделать на дереве набросок будущей картинки. Существует около десятка способов перевести контуры с бумажного эскиза: с помощью копировальной бумаги, мягкого простого карандаша, нагретого каллиграфического пера, уайт-спирита, фотоувеличителя, шила, расчерчивания по клеткам. Каждый метод имеет достоинства и недостатки, от затраченного времени до качества полученного изображения и удобства процесса.
Порядок работы
- Расположить электровыжигатель со стороны рабочей руки (обычно правой) и включить в сеть.
- Установить холст под небольшим наклоном на расстоянии 35 см от глаз.
- Держать ручку нагревателя как обычный пишущий предмет, опираясь локтем на стол.
- Поставить точки на эскизных линиях, затем соединить.
- Оформить сначала внешние контуры, затем внутренние, выполнить тонировку и затенение.
- Каждые 2-3 минуты нужно отключать электроприбор, давая остыть.
Подготовительные упражнения
Новичкам-пирографистам следует набить руку на черновых дощечках, прежде чем приниматься за сложные композиции. На некоторое время придётся представить себя первоклашкой, который тренирует в прописях палочки и крючки. Понадобится выполнить различные по глубине штрихи, прямые и извилистые контуры, пунктиры и затенения, различные насадки (ножевидные и фигурные наконечники). Для правильного выполнения штриховки можно потренироваться на бумаге карандашом.
Основные приёмы
Для начала нужно освоить простые пироприемы.
- Контурная техника подразумевает нанесение точек и небольших штрихов, соединяющихся в сплошной контур.
- Силуэтное рисование – очертания объектов производят сплошными движениями.
- Простое тонирование – передача свето-тени с помощью штриховок и точек.
Плавные переходы и тени
Для придания картинке выразительности стоит научиться переходам от света к тени. Затенение можно выполнять штрихами и точками различной глубины внутри основного контура. Штриховка выполняется в одном направлении, пунктир – с разной степенью густоты. Большой участок удобно заполнять фигурными наконечниками (треугольники, квадраты и другие элементы). Исходя из законов композиции и перспективы, ближние фигуры должны выглядеть темнее, дальние – светлее. Чёрных объектов должно быть как можно меньше.
Чёрный фон
Пирография бывает контактной и бесконтактной. В первом случае речь идет об использовании выжигателя, второй вариант – рисование потоком пламени из газовой горелки. Направляя огонь на нужные участки деревянного холста, можно создавать чёрный, а при определенной сноровке и другого цвета фон. Благодаря тонировке картина выглядит гораздо профессиональнее и привлекательнее.
Правильная техника
Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Силу нажима регулируют в зависимости от направления древесных волокон: вдоль волокон – меньше, поперёк – больше. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых), или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины.
Ликтенбергские фигуры. Молнии
Самый зрелищный вид пирографии – рисунки с помощью трансформаторного блока (обычно достают из старой микроволновой печи). Два высоковольтных провода подключают к дощечке, смоченной водой, с противоположных углов и включают в сеть. Под напряжением на доске начинают появляться бороздки в виде разветвленных молний. Мастер не может направлять рисунок, только наблюдать за творением со стороны. Главное соблюдать безопасность и избегать контакта с доской во время работы электричества, дабы уберечься от поражения током.
Выжигание + роспись
Интересный вариант поделок – совмещение выжигания и росписи. Правильный алгоритм работы – сначала выжечь рисунок, затем раскрасить красками. При обратном порядке действий есть два существенных недостатка: приходится дышать парами нагретой краски, линии получаются неравномерно окрашенными. Для колорирования можно использовать краски на водной, акриловой или масляной основе, маркеры и фломастеры, восковые мелки. В конце композицию лучше покрыть лаком.
Со временем можно научиться делать объёмные изображения, используя передний, средний и задний планы. Отличным продолжением увлечения и творческого развития будет освоение альтернативных техник художественного выжига: горячее тиснение и кислотное выжигание, работа по ткани и коже.